Версия сайта для слабовидящих
ГОСТ Р52872-2012

Главная страницаинтернет приемнаяСтруктура сайта

Официальный интернет-сайт Администрации

Хорского городского поселения

Муниципальный земельный контроль

Документ создан: 21-Окт-2019

Решение от 21 октября 2019 г. по делу N А73-15065/2019

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2019 г. по делу N А73-15065/2019

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2019 года
Мотивированное решение изготовлено 21 октября 2019 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Бондаря С.Д., ведущего протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска
о признании незаконным определения Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 17.07.2019 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении N 49МК/2019;
об обязании Управления Росреестра по Хабаровскому краю возбудить дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Гуломовой Г.А. по ст. 7.1 КоАП РФ
с участием третьего лица: индивидуального предпринимателя Гуломовой Гулбахор Ахтамовны
В судебное заседание явились:
от заявителя - Салашник С.В., представитель по доверенности от 26.06.2019 г. N 15-22/7046, удостоверение N 1205 от 14.10.2010 г.;
от Управления Росреестра по Хабаровскому краю - Бреславец Т.В., представитель по доверенности от 09.01.2019 г. N Дов-008, удостоверение N 009037 от 27.04.2017 г.;
от ИП Гуломовой Г.А. - не явились.
Суд

установил:

Департамент муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным определения Управления Росреестра по Хабаровскому краю от 17.07.2019 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении N 49МК/2019; об обязании Управления Росреестра по Хабаровскому краю возбудить дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Гуломовой Г.А. по ст. 7.1 КоАП РФ.
Индивидуальный предприниматель Гуломова Г.А явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте проведения заседания извещена в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, ответил на вопросы суда.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Хабаровскому краю, возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ответил на вопросы суда.
В соответствии со ст. 163, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
11.07.2019 г. в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее - Управление) (вх. N 11674) из Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска (далее - ДМС) поступили материалы проверки в отношении индивидуального предпринимателя Гуломовой Г.А.
Из представленного акта проверки от 26.06.2019 г. N 78 следует, что Департаментом муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска проведена проверка на предмет правомерности использования индивидуальным предпринимателем Гуломовой Г.А. земельного участка, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Выборгская, д. 26.
В ходе проверки выявлено нарушение обязательных требований земельного законодательства: использование индивидуальным предпринимателем Гуломовой Г.А. земельного участка площадью 105,5 кв. м без предусмотренных законодательством РФ прав.
По мнению должностного лица Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска, индивидуальный предприниматель Гуломова Г.А. совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ.
Материалы проверки направлены для принятия решения в Управление.
17.07.2019 г. заместителем главного государственного инспектора Хабаровского края по использованию и охране земель Управления - Бреславец Т.В. вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Гуломовой Г.А. по ст. 7.1 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным определением, Департамент обжаловал его в судебном порядке.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ - самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, - влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного в статье 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона предусмотренного названной статьей правонарушения состоит в том, что виновный самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Субъектом правонарушения являются лица (граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица), осуществляющие занятие или использование земель. Субъективная сторона (вина) выражается в умысле или неосторожности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ - граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу требований пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации на основании Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно представленным материалам, главным специалистом сектора муниципального земельного контроля отдела учета и контроля прав землепользования Департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска Салатником СВ. на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки от 21.06.2019 г. N 191, решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 25.06.2019 г., вынесенного и.о. прокурора г. Хабаровска Степанищева В.Н., в рамках муниципального земельного контроля 26.06.2019 г. проведена проверка соблюдения земельного законодательства в отношении индивидуального предпринимателя Гуломовой Г.А. на земельном участке, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Выборгская, д. 26, кадастровый номер 27:23:0041011:9.
Из представленного акта проверки от 26.06.2019 г. N 78 следует, что Департаментом муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска проведена проверка на предмет правомерности использования индивидуальным предпринимателем Гуломовой Г.А. земельного участка, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Выборгская, д. 26.
В ходе проверки установлено, что земельный участок по адресу: г. Хабаровск, ул. Выборгская, 26, площадью 671 кв. м используется индивидуальным предпринимателем Гуломовой Г.А. на праве собственности - запись государственной регистрации права от 08.11.2013 г. N 27-27-01/260/2013-839. Разрешенный вид использования земельного участка: под существующий жилой дом. На момент проверки индивидуальный жилой дом на земельном участке отсутствует, производственная деятельность не осуществляется.
Фактическая площадь используемого земельного участка составляет 776,5 кв. м. Земельный участок огорожен единым забором. Площадь огороженного земельного участка не соответствует площади 671 кв. м, оформленной на праве собственности.
Выявлено нарушение обязательных требований земельного законодательства: использование индивидуальным предпринимателем Гуломовой Г.А. земельного участка площадью 105,5 кв. м без предусмотренных законодательством РФ прав.
11.07.2019 г. в Управление (вх. N 11674) из Департамента муниципальной собственности Администрации г. Хабаровска поступили материалы проверки в отношении индивидуального предпринимателя Гуломовой Г.А.
Должностное лицо Управления пришло к выводу о том, что на основании данных материалов в отношении индивидуального предпринимателя Гуломовой Г.А. не может быть возбуждено производство по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 72 Земельного кодекса РФ - муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.
В соответствии с п. 3.2 Положения о порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории городского округа "Город Хабаровск", утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 18.02.2011 г. N 477, должностные лица, осуществляющие муниципальный земельный контроль обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, законодательство Хабаровского края, права и законные интересы проверяемого лица; не препятствовать проверяемому лицу, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; предоставлять проверяемому лицу, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки; знакомить проверяемое лицо, его уполномоченного представителя с результатами проверки.
Порядок и основания проведения проверки юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), установлены Федеральным законом от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона N 294-ФЗ - выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
При этом в соответствии с ч. 16 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ - о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Согласно ч. 17 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Судом установлено, что внеплановая выездная проверка проведена специалистом ДМС без уведомления индивидуального предпринимателя Гуломовой Г.А. о проведении проверки, что не оспаривается представителем Департамента.
В обоснование данного факта Департамент ссылается на ч. 16, 17 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
Вместе с тем, в материалах проверки, проведенной 26.06.2019 г. ДМС в рамках осуществления муниципального земельного контроля в отношении индивидуального предпринимателя Гуломовой Г.А., отсутствуют материалы, подтверждающие факт того, что в результате деятельности индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Сам факт согласования проведения внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры не является достаточным для обоснования законности проведения внеплановой выездной проверки без уведомления проверяемого лица.
Кроме того, согласно акту проверки от 26.06.2019 г. N 78 на проверяемом земельном участке, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Выборгская, д. 26, производственная деятельность не осуществляется.
В соответствии с приложенной к акту проверки от 26.06.2019 г. N 78 фототаблицей, земельный участок огорожен от смежных земельных участков забором, на земельном участке возведен фундамент, расположены строительные материалы в небольшом количестве, что не противоречит разрешенному виду использования земельного участка и не свидетельствует о наличии обстоятельств, перечисленных пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ - Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона N 294-ФЗ - к грубым нарушениям, в том числе, относится нарушение требований, предусмотренных частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона; пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона.
Должностное лицо Управления Росреестра по Хабаровскому краю пришло к выводу, что не уведомление индивидуального предпринимателя Гуломова Г.А. о предстоящей внеплановой выездной проверке любым доступным способом является грубым нарушением действующего законодательства и в значительной мере ограничивает права и законные интересы проверяемого лица.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ - не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ - Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, составленный акт проверки от 26.06.2019 г. N 78 является доказательством, полученным с нарушением законодательства Российской Федерации.
Материалы проверки не содержат доказательств использования Гуломовой Г.А. спорного земельного участка с нарушением, что именно ей был установлен забор.
Учитывая положения 24.5, ст. 26.2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению вследствие невозможности использования доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, должностным лицом Управления Росреестра по Хабаровскому краю, в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, правомерно вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены обжалуемого определения, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, Арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований Департамента муниципальной собственности Администрации города Хабаровска - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья
Р.А.РУДЕНКО